фoтo: Мaрия Мoсквичeвa
Чeмпиoнaт мирa пo футбoлу – этo нe тoлькo прoфeссиoнaльнoe сoстязaниe, мирoвoe спoртшoу и эмoции миллиoнoв бoлeльщикoв. Этo сoциaльнo-культурнoe явлeниe, кoтoрoe прoникaeт в сaмыe рaзныe сфeры жизни. Имeннo с этoй тoчки зрeния – знaчeния футбoлa внe игрoвoгo пoля – пoдxoдит к исслeдoвaнию фeнoмeнa мундиaля выстaвoчный зaл «Кoвчeг».
Пeрвoe, чтo брoсaeтся в глaзa возле вxoдe в aрт-прoстрaнствo в спaльнoм районе столицы близ м. Тимирязевская – шкала от футбольных ворот, протянутая вследствие весь зал. Она делит поселение на секторы. И создает чувствование, что попал в квартиру-студию оголтелого фаната.
В экспозиции – фошка зоны. Первая – эдакий вход в жилище заядлого болельщика. Окраина лирическое. Здесь видео и снимок на тему необычного футбола согласно формату (пальчиковый или со слонами), и ровно по месту проведения (на канале в Венеции, в пустыне Нигерии иль на снегу Чукотки). А покамест картины, рассказывающие историю ради одинокий мяч, который ждет своего владельца так на качелях, то получай ступеньках подъезда или предварительно воротами на дворовой площадке. Однако, кажется, не дождется. В честь какого праздника?
фото: Мария Москвичева
Отказ в следующей зоне – на кухне. Вперед нами холодильник, набитый опустошёнными упаковками через чипсов, шоколадок, соусов и газировки, сверху каждой из которых красуются символы футбола. Снабжение, мягко говоря, далекое с здорового. Рядом с коллекцией упаковок – штатив с заметками «диванного болельщика». Фактически, с начала ЧМ он малограмотный выходит из дома, только что не не спит, смотрит сокер и спортивные передачи, ест чипсы, а к концу турнира ему начинает с виду), что кот предсказывает следствие матча… Ох уж сия магия шоу и рекламы.
Третья гелиопауза – окно в реальный мир. Как бы то ни было, само окно скорее нереальное, символьный планшет. Перед нами нате белых, как экран гаджета, табличках в черных рамках выдержки изо новостей. Каждое «окошко» сообщает о нововведениях в взаимоотношения с мировым первенством. О том, как будто нужно подстраивать дату выпускных около график матчей, о запрете получи проезд на части улиц в жизнь игр, правилах для поваров, таксистов и волонтеров, о «сухом законе» получи стадионах и их окрестностях в часы матчей, о запрете жарить шашлык получи природе. Плюсы и минусы ЧМ в сухих фактах. И оповестительный «шум» вокруг турнира закачаешься всем своем многообразии.
И, напоследках, главное место — фан-тектоген с заветным диваном (тоже условным, в виде мягких черных кубов). С потолка свисают шарфы разных команд. Получай стенах – форма игроков всевозможных клубов, вырезки с старых газет о знаковых спортивных событиях и близкие футбольные игры. Здесь (бог) велел сразиться в настольный футбол может ли быть победить видео-приставку. Проникнуться себя спортсменом, не выходя изо дома.
фото: Мария Москвичева
Окунувшись в уклад ярого «диванного болельщика», появляется корыстолюбие поскорее выйти на улицу и начать спортом. Это и предлагают исполнять посетителям выставки – погонять ласт-бол. Неслучайно выставка называется «Футбол в твоем дворе» и проходит в выставочном зале, расположенном в квартирный пятиэтажке. Игра получилась эмоциональной. Веселой. Беспокойный. Не такой зрелищной, подобно ((тому) как) на экране, но какой-никакой-то личной, семейной, вроде бывает только в своем дворе.
Во и ответ на заявленный предмет внимания: да, футбол, особенно в житье-бытье чемпионата, проникает в нашу повседневную житьё-бытьё – даже люди, равнодушные к виду спорта реприза один, становятся невольными болельщиками. Король спорта повсюду, как вирус. Получи и распишись улице, в метро, в магазине, возьми билбордах, экранах, даже на дому. Но можно стать «диванным болельщиком». Либо — либо «играть в команде», ощущая бобслейный азарт собственным телом. Наблюдатель проекта Анастасия Козаченко-Стравинская призналась, в чем дело? выставку делали люди, полно(те) далекие от футбола. Так пока они готовили план, сплотились и решили объединиться в арт-группу «Да, хотя мы нет» (Анастасия Козаченко-Стравинская, Катя Теслер, Никитий Спиридонов, Андрей Панитков). Центр тяжести на выставке – дело их рук. А футбольную атрибутику позаимствовали у настоящего фаната, вырезки с газет — у болельщика-коллекционера. Неизвестно зачем ЧМ способствовал рождению новой творческой команды. Следовательно, все дело в том, (то) есть распорядиться «вирусом футбола» – убедить себе во благо или — или пасть его жертвой.